Статьи "Козина.Консалтинг"

Статья: Вывод продукции на маркетплейс: что предусмотреть в договоре

Одна из сфер, которая показала стабильный рост в 2020 году (год пандемии и введения ограничительных мер), это рынок электронной торговли. Согласно отчету «Логистика для электронной торговли 2020», опубликованному Data insight, объем рынка e-Commerce достиг 2,5 трлн рублей. Одним из драйверов роста стали маркетплейсы - Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, которые предоставили производителям товаров возможность продавать на своей площадке.     
Рост количества компаний-производителей, представленных на маркетплейсах, увеличивается до сих пор. Компания, желающая продавать больше своей продукции, выходит на площадку либо самостоятельно либо обращается к сторонней помощи. В связи с этим услуга «вывод продукции на маркетплейс» является одной из востребованных. 
В связи с этим предлагаю разобраться на что необходимо обратить внимание производителям продукции при оформлении договора на оказание подобного вида услуг:

  • Определить точный перечень видов услуг, который входит в общее понятие «вывод продукции на маркетплейс»

Очень часто в качестве предмета договора указывается обязанность исполнителя (компания или физическое лицо, оказывающие услуги по работе с маркетплейсом) оказать услугу по размещению продукции на выбранной площадке, при этом точный перечень услуг не раскрывается. Это приводит к тому, что, например, заказчик рассчитывал на то, что исполнитель настроит в личном кабинете платные методы продвижения продукции, а исполнитель уверен, что его услуга оказана в момент размещения карточек продукции на маркетплейсе. Такая недоговоренность на этапе заключения договора обязательно приведет к спорам в период его исполнения. Следовательно, необходимо четко прописывать в договоре конкретные услуги, оказываемые исполнителем.
Например: «В состав услуг Исполнителя по договору входят следующие виды услуг: сбор документов от заказчика и регистрация личного кабинета на площадке; оформление карточки продукции на маркетплейсе; настройка склада продукции; настройка бесплатных методов продвижения продукции, действующих на дату настройки».

  • Согласовать конкретное наименование продукции, включая артикул, перед размещением на маркетплейсе

На этапе заключения договора определить точный перечень продукции бывает сложно, так как заказчик и исполнитель еще проводят анализ продуктовой линейки, изучают условия ее размещения на различных площадках. Но когда площадка выбрана следующим обязательным условием должно стать утверждение списка продукции, включая её артикул. Ведь не исключено, что, например, заказчик шьет десять видов одежды для дома, но размещать на маркетплейсе он планирует только пять из всего ассортимента. Следовательно, утверждение списка продукции важный этап для контроля услуг, оказанных исполнителем. Опираясь на такой список, заказчик имеет возможность проверить для всех ли товаров исполнитель создал карточки в личном кабинете площадки и потребовать устранить неточности, если они им допущены.

  • Предусмотреть обязанность исполнителя предоставить требования к информации и фотографиям продукции, действующим на маркетплейсе

Для того, чтобы заказчик понимал какую именно информацию о продукции он должен предоставить исполнителю, какие требования к фотографии продукции есть у выбранной площадки (формат, размер, цветопередача и т.д.), указанную выше обязанность исполнителя необходимо включить в условия договора. Это поможет ускорить процесс создания карточек товара и соответственно приблизит заказчика к конечной цели - размещение продукции на маркетплейсе.

  • Закрепить обязанность исполнителя предоставить договор-присоединения для ознакомления

На любой площадке действует свой договор, который регламентирует взаимодействие маркетплейса и компании-производителя, торгующей на ней. При регистрации личного кабинета на площадке исполнитель должен в безоговорочном порядке принять условия этого договора. Вот именно этот договор исполнитель должен обязательно направить заказчику для ознакомления и сделать это необходимо до того, как завершится регистрация личного кабинета. Ведь задача исполнителя - обеспечить размещение продукции на указанной площадке, а задача компании-заказчика – понять устраивают ли её правила работы на этой площадке еще до того, как продукция будет на ней представлена. Это может обеспечить только тщательное изучение указанного договора.

  • Установить приемку оказанных услуг только по результату ее оказания

Нередки случаи, когда с целью получения оплаты в период исполнения договора исполнитель делит весь объем услуг на более мелкие этапы, указывает их стоимость, после актирует их, получает оплату за выполненный этап и прекращает работать по договору еще до того, как заказчик получит полный комплекс услуг.  Для того чтобы предотвратить возникновение таких ситуаций оптимальным способом приемки услуг, который сопровождается подписанием акта оказанных услуг, является приемка после оказания всех видов услуг по договору. В этом случае заказчик имеет возможность удостовериться все ли услуги оказаны и проверить их качество.
Кроме того, обязательно нужно зафиксировать факт передачи исполнителем логина и пароля от личного кабинета на площадке.
Например, в акте оказанных услуг можно указать «логин и пароль переданы заказчику в электронном письме от «___» ___ 2021 г» или «логин и пароль отправлены посредством сообщения в мессенджере WhatsApp на номер телефона +7….».      

С 2019 до 2024 Data Insight прогнозирует средний рост интернет-торговли (CAGR) на 33,2%, следовательно, компания, представленная на маркетплейсе, имеет шансы так же увеличить свою доходность. Доверяя вывод продукции на маркетплейс сторонней компании и физическому лицу, стоит обратить внимание на те положения договора, которые рассмотрены в настоящей статье.


*Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
**Фотография Pinterest
Made on
Tilda